Артикуляция звука с: • губы растянуты в улыбку; • зубы приоткрыты на несколько миллиметров и немного обнажены; • широкий кончик языка за нижними зубами; • спинка языка поднимается к твердому небу, чем образует щель; • струя воздуха проходит посередине спинки языка, по образованному желобку; • мягкое нёбо закрывает проход в носовую полость; • голосовые связки не вибрируют. | |
Артикуляция звука з: • губы растянуты в улыбку; • зубы приоткрыты на несколько миллиметров и немного обнажены; • широкий кончик языка за нижними зубами; • спинка языка поднимается к твердому небу, чем образует щель; • струя воздуха проходит посередине спинки языка, по образованному желобку; • мягкое нёбо закрывает проход в носовую полость; • голосовые связки вибрируют. | |
Артикуляция звука ц: • губы растянуты в улыбку или приобретают положение следующего гласного; • зубы раскрыты на несколько миллиметров, немного обнажены; • кончик языка за нижними зубами; • передняя часть спинки языка образует смыкание с альвеолами, постепенно переходит в щель; • мягкое нёбо закрывает проход в носовую полость; • голосовые связки не вибрируют. |
Нарушение произношения свистящих звуков
Сигматизм – нарушение произношения звуков с, с ‘, з, з’, ц, ц ‘
• межзубный сигматизм, когда кончик языка продвигается между верхними и нижними резцами.
• губно-зубной сигматизм, когда нижняя губа поднимается к верхним резцам и образуется звук похожий на ф, в;
• призубный сигматизм, когда кончик языка упирается верхние и нижние резцы, и мешает струе воздуха пройти свободно сквозь зубную щель;
• боковой сигматизм, когда кончик языка упирается в альвеолы, а струя воздуха проходит между коренными зубами и боковыми краями языка;
• носовой сигматизм, когда корень языка поднимается к мягкому нёбу, которое опускается и образует проход для воздушной струи, выдыхаемый через нос;
Парасигматизм – замена звуков с, с ‘, с, с’, ц, ц ‘другими звуками
• замена свистящих звуков звуками ш, ж (сумка – “шумка”, зима – жима “);
• замена свистящих звуков звуками т, д (собака – “тобака”, зубы – “дубы”)
Исправление недостатков произношения свистящих звуков с, с ‘, с, с’, ц, ц ‘
Подготовительный этап обязателен на пути исправления звукопроизношения, и включает в себя важные компоненты, а именно: развитие слухового восприятия, слухового внимания и памяти, развитие фонематического восприятия, развитие дыхания, развитие артикуляционной моторики.
Для того чтобы научить детей правильно произносить звуки родного языка, необходимо прежде всего научить их внимательно слушать и слышать речь окружающих, то есть развивать слуховое восприятие. Развитие слухового восприятия – важная предпосылка формирования правильного звукопроизношения.
Начинать следует с развития слухового внимания. Для развития слухового внимания целесообразно использовать доступные для детского восприятия окружающие звуки: сигналы машин, голоса животных, музыкальные звуки и др. На прогулках, во время игры, на экскурсиях дети слушают, о чем “говорят” улица, комната, лес, парк, музыкальные игрушки. (см. логопедические игры и упражнения)
Важное место в подготовительной работе на пути развития правильной речи должна занимать, так называемая, артикуляционная гимнастика. Целью ее является – отработка правильных, четких движений органов речи, необходимых для правильного произношения данных звуков.
Упражнения для подготовки артикуляционного аппарата к постановке свистящих звуков
• “Лопатка”. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удерживать 10-15 с.
• “Непослушный язычок. Широкий язык положить на нижнюю губу и говорить “ПЯ-ПЯ-ПЯ”, словно похлопывать свой “непослушный язычок” верхней губой.
• “Чистые зубы”. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончик языка за нижними зубами выполняет движения вправо-влево, словно чистит зубки. Повторить 10-15 раз.
• “Горка”. Рот открыть. Боковые края языка прижать к верхним коренных зубов. Кончиком языка дотронуться до нижних передних зубов. Удерживать в таком положении 15 с.
• “Трубочка”. Выдвинуть широкий язык. Боковые края языка завернуть вверх. Подуть в полученную трубочку. Выполнять в медленном темпе 10 раз.
• “Язык-футболист”. Предложите ребенку подуть на ватный или поролоновый мячик, так, чтобы он покатился в ворота (их можно сделать из проволоки, или нарисовать. Ребенок должен улыбнуться и положить широкий язык на нижнюю губу, и, словно произнося звук [ф] дуть на кончик языка.
Постановка свистящих звуков
Начинать работу по коррекции свистящих звуков нужно с постановки звука с.
• При межзубном сигматизме, когда кончик языка продвигается между верхними и нижними резцами, нужно предложить ребенку сблизить зубы, губы растянуть в улыбку и в таком положении попробовать произнести удлинённый звук с. Логопед при постановке звука с пользуется специальным зондом, нажимает им на кончик языка, опуская его таким образом за нижние резцы. Удерживая язык в таком положении ребенку предлагается длительно повторить звук с.
• При губно-зубном сигматизме нижняя губа поднимается к верхним резцам и образуется звук подобный звуку ф, в. Надо предложить ребенку раскрыть губы, несколько раскрыть зубы, образовать щель между резцами и длительно произнести звук с. Можно помочь ребенку, придерживая рукой его нижнюю губу, обнажив таким образом его резцы.
• При призубном сигматизме, когда кончик языка упирается в верхние и нижние резцы, и мешает струе воздуха пройти свободно сквозь зубную щель, следует предложить ребенку держать передний край языка между нижними и верхними резцами, широко распластав его. В таком положении языка, выдыхая воздух, ребенок почувствует его струю на кончике языка, и воспроизводит звук, похожий на шепелявое (межзубное) произношение с. После этого, широкий передний край языка, с помощью шпателя или специального логопедической зонда надо отодвинуть за нижние резцы.
• При боковом сигматизме, когда кончик языка упирается в альвеолы, а струя воздуха проходит между коренными зубами и боковыми краями языка, надо сначала научить ребенка дуть с продвинутой между губами широко распластанными передним краем языка. После этого учить ребенка дуть переместив передний край языка в межзубных положение. И только тогда, когда ребенок научится направлять воздушный поток посередине языка, с помощью шпателя или специального логопедической зонда надо отодвинуть широкий передний край языка за нижние резцы.
• При носовом сигматизме, когда корень языка поднимается к мягкому нёбу, которое опускается и образует проход для воздушной струи, выдыхаемый через нос, надо хорошо поработать над формированием правильного выдоха воздушной струи через середину ротовой полости (см. Упражнения на развитие дыхания). Надо научить и закрепить умения ребенка чувствовать воздушную струю на кончике своего языка, продвинутого между зубами. Когда язык достаточно закрепится в таком положении, можно постепенно переводить его кончик за нижние резцы, после чего временная шепелявое произношение заменится на правильную артикуляцию звука с.
• При шипящем парасигматизме ребенка необходимо отучить от привычки напрягать язык и оттягивать его в глубь рта. С этой целью рекомендуется подольше задержаться на стадии межзубного произношения звука с в слогах, словах и фразах. Когда язык окончательно закрепится в таком положении, можно постепенно переводить кончик языка за нижние резцы, что обычно происходит автоматически.
Когда звук с будет поставлен, следует переходить к постановке звука з. При постановке звука з следует обратить внимание ребенка на участие голоса при произнесении этого звука. Это легко сделать положив ладонь ребенка на свою шею и длительно произносить сначала звук с-с, а затем звук з-з-з. Таким образом ребенок почувствует вибрацию ваших голосовых связок при произношении звука з.
При постановке звука ц можно предложить ребенку поиграть в игру “Все сидите тихо!” Для этого растянуть губы в улыбку, приложить указательный пальчик к губам и произнести звуки “тс-тс-тс”, а затем быстрее “тс-ц-ц”.