Первый год жизни.
1-2 мес. Ребенок начинает общение со взрослым. Малыш пытается общаться с помощью мимики и активных движений. Улыбается при общении со взрослым. Возникает “комплекс оживления”. С 3-4 мес. поворачивается на голос взрослого. С 3-6 мес. появляется гуление, которое отличается от начального разнообразием звуков. Продлеваются цепочки звуков и появляются соединения губных звуков с гласными (па, ба, ма). Происходит переход к следующему этапу – лепету, который является очень важным в развитии малыша. В период лепета (6-8 мес.) отдельные артикуляции соединяются в определенной последовательности. Происходит повторное проговаривание слогов (ба-ба-ба, ма-ма-ма). Сначала ребенок повторяет звуки, а позже он начинает подражать звукам взрослого. Одновременно с лепетом малыш начинает проявлять эмоциональные вскрикивания, проявлять радость или недовольство. Произнося громкие звуки ребенок пытается привлечь к себе внимание или проявляет сопротивление, когда ему что-то не нравится. В это время появляется способность к подражанию. Малыш уже может подражать действию, например: махать ручкой на прощание, хлопать в ладоши. В период 6-12 мес. лепет состоит с 4-5 и более слогов. Ребенок повторяет слоги, изменяет интонацию. У некоторых детей в этом возрасте появляются первые слова.
Второй год жизни.
Начинается период активного развития речи. Ребенок с каждым днем становится все более самостоятельным, активным и проявляет больший интерес к окружающему миру. Продолжает развиваться способность малыша к подражанию. Значительно расширяется запас слов, которые ребенок понимает. На просьбу взрослого малыш дает определенные предметы, указывает на знакомые лица, игрушки, картинки. Узнает свое отражение в зеркале, знает свое имя. Ребенок уже не ожидает, когда взрослый начнет с ним разговор, а сам начинает обращаться, когда хочет есть, или не может одеться. Фразы с двух-трех слов – являются самыми частыми высказываниями малыша в этом возрасте. На этом этапе фраза является простой и грамматически не оформленной.
Третий год жизни.
Между 2 и 3 годами активно формируется фразовая речь. Высказывания ребенка становятся грамматически оформленными. Дети в этом возрасте начинают усваивать грамматический строй речи: усваивают падежные окончания, согласовывают прилагательное с существительным, используют некоторые предлоги (на, в), овладевают навыками использования в речи форм единственного и множественного числа существительных. До трех лет у ребенка формируются все основные грамматические категории. Происходит активный рост словарного запаса. Ребенок в этом возрасте активно подражает сверстникам и играет в коллективные игры.
Четвертый год жизни.
Происходит существенное улучшение в речевом развитии. Ребенок знает названия многих окружающих предметов. Он обобщает их, то есть различает разные группы предметов и называет их: посуда, одежда, игрушки, животные и т.д. Дети 4-го года жизни используют в речи простые и сложные предложения. Наиболее распространенная форма высказывания – простое распространенное предложение “Мы с мамой ходили в магазин за хлебом”, “Я люблю играть большой машиной”. Ваш ребенок говорит большое количество слов, но произношение звуков еще недостаточно четко. Малыш может хорошо произносить слова, которые состоят из двух слогов, но при произношении слов из трех-четырех слогов может допускать ошибки: пропустить целый слог, переставить слоги местами, пропустить некоторые согласные звуки в середине слова.
Пятый год жизни.
Словарный запас ребенка достигает 1500-2000 слов. В своих высказываниях ребенок использует почти все части речи. Ребенок продолжает усваивать обобщающие слова. Происходит интенсивное развитие грамматического строя речи, но ребенок еще может допускать грамматические ошибки: не всегда верно использует падежные окончания, иногда неправильно согласовывает между собой слова. Ребенок в этом возрасте начинает выражать личное мнение по поводу каких-то событий, рассуждает об окружающих предметах. С помощью взрослых малыш пересказывает сказки, повторяет небольшие стихотворения. У большинства детей в этом возрасте улучшается звукопроизношение: правильно произносят свистящие звуки (с, з, ц), начинают произносить шипящие звуки (ш, ж, ч), но еще могут заменять их (например, шапка – “сапка”, желтый – “золтый”). Звук р в этом возрасте дети еще могут заменять на й, л или ль (например, рак – “йак”, рыба – “лыба”, пирог – “пилёг”).
Шестой год жизни.
К концу шестого года жизни активный словарь ребенка составляет от 2500 до 3000 слов. Высказывания ребенка становятся более полными и точными. В пятилетнем возрасте дети самостоятельно составляют рассказ, пересказывают сказку, что свидетельствует об овладении одним из самых тяжелых видов речи – монологической речью. В высказываниях ребенка появляются сложные предложения (Папа смотрел телевизор, а мы с мамой читали интересную книгу). В речи ребенка появляются слова, которые обозначают качество предметов, материал из которых они сделаны (бумажный самолет, деревянный стол). Ребенок использует синонимы и антонимы. Ребенок уже правильно согласовывает существительные с другими частями речи. В речи пятилетних детей появляются притяжательные прилагательные (собачья лапа, заячьи уши), сложные предлоги (из-за, из-под). В этом возрасте ребенок уже овладевает разной сложностью слоговой структуры слов: не пропускает слоги, не переставляет их местами. Значительно улучшается произношение звуков. Большинство детей уже правильно произносит шипящие звуки (ш, ж, ч) и звуки р, рь. Но у некоторых детей еще могут отмечаться замены тех или других сложных звуков, или искажения их правильного произношения.
Таблица усвоения детьми звуков языка.
Ребенок растет и развивается. Соответственно происходит развитие его речи. Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, словарь и грамматический строй. Относительно развития каждого из компонентов Вы ознакомились в разделе “Возрастные особенности речевого развития ребенка”. Помните, что каждый ребенок – индивидуален, и, соответственно, общее и речевое развитие у разных детей может иметь некоторые отличия. Одни дети в возрасте 4-5 лет уже четко произносят все звуки нашего языка, а в других отмечается нарушение произношения большинства звуков. Предлагаем Вам таблицу, в которой приведен ориентировочный порядок усвоения детьми звуков нашего языка.
ВОЗРАСТ РЕБЕНКА ЗВУКИ ЯЗЫКА
От 1 до 2 лет А, О, Е, М, П, Б
От 2 до 3 лет У, И, Ы, Т, Д, В, Ф, Г, К, Х, Н, Й
От 3 до 4 лет С, З, Ц
От 4 до 5 лет Ш, Ж, Ч, Щ
От 5 до 6 лет Л, Р