Артикуляция звука ш:
• губы немного вытянуты вперед и округлены;
• зубы слегка раскрыты;
• широкий кончик языка поднимается к твердому нёбу, образуя с ним щель;
• боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
• мягкое нёбо закрывает проход в носовую полость;
• голосовые связки не вибрируют. 
Артикуляция звука ж:
• губы немного вытянуты вперед и округлены;
• зубы слегка раскрыты;
• широкий кончик языка поднимается к твердому нёбу, образуя с ним щель;
• боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
• мягкое нёбо закрывает проход в носовую полость;
• голосовые связки вибрируют.
Артикуляция звука ч:
• губы немного вытянуты вперед;
• зубы слегка раскрыты;
• кончик языка касается нижних зубов, а передняя часть языка выгнута и поднимается к альвеолам и твердому нёбу, образуя смычку, которая переходит в щель;
• боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
• мягкое нёбо закрывает проход в носовую полость;
• голосовые связки не вибрируют.

Нарушение произношения шипящих звуков

Сигматизм – нарушение произношения звуков ш, ж, ч, щ.
• межзубный сигматизм, когда кончик языка продвигается между верхними и нижними резцами, выдыхаемая струя воздуха слабая; при таком произношении звук ш имеет шепелявый оттенок;
• боковой сигматизм, когда кончик языка упирается в альвеолы или нижние резцы, боковые края языка опущены, и струя воздуха проходит между коренными зубами и боковыми краями языка (справа, слева или по обоим краям языка); при таком произношении вместо ш слышится звук, напоминающий  хлюпанье;
• носовой сигматизм, когда корень языка поднимается к мягкому нёбу, которое опускается и образует проход для воздушной струи, выдыхаемый через нос, при таком нарушении произношения слышится звук, напоминающий х с носовым оттенком;

Парасигматизм – замена звуков ш, ж, ч, щ другими звуками.
• Губно-зубной парасигматизм, когда нижняя губа поднимается к верхним резцам, образуется щель, сквозь которую выходит воздушная струя; звук ш при таком произношении заменяется на звук ф (шлем – «флем», ножка – «нофка»)
• призубный парасигматизм, когда кончик языка упирается в верхние и нижние резцы, и мешает струе воздуха свободно пройти сквозь зубную щель, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; звук ш при таком произношении заменяется на звук т (шуба – «туба», каша – «ката»);
• свистящий парасигматизм, когда губы растянуты в улыбку, а широкий кончик языка опущен за нижние резцы, посередине языка образуется желоб, по которому выходит воздушная струя; при таком произношении звук ш заменяется  звуком с (кошка –«коска», шапка – «сапка»)

Исправление произношения шипящих звуков Ш, Ж, Ч и звукосочетания ШЧ

Подготовительный этап обязателен на пути исправления звукопроизношения, и включает в себя важные компоненты, а именно: развитие слухового восприятия, слухового внимания и памяти, развитие фонематического восприятия, развитие дыхания, развитие артикуляционной моторики.

Для того чтобы научить детей правильно произносить звуки родного языка, необходимо прежде всего научить их внимательно слушать и слышать речь окружающих, то есть развивать слуховое восприятие. Развитие слухового восприятия – важная предпосылка формирования правильного звукопроизношения.
Начинать следует с развития слухового внимания.

Для развития слухового внимания целесообразно использовать доступные для детского восприятия окружающие звуки: сигналы машин, голоса животных, музыкальные звуки и др. На прогулках, во время игры, на экскурсиях дети слушают, о чем “говорят” улица, комната, лес, парк, музыкальные игрушки. (см. логопедические игры и упражнения)

Важное место в подготовительной работе на пути развития правильной речи должна занимать, так называемая, артикуляционная гимнастика. Целью ее является – отработка правильных, четких движений органов речи, необходимых для правильного произношения данных звуков.

Упражнения для подготовки артикуляционного аппарата к постановке шипящих звуков

• “Непослушный язычок. Широкий язык положить на нижнюю губу и говорить “ПЯ-ПЯ-ПЯ”, словно похлопывать свой “непослушный язычок” верхней губой.
• “Лопатка”. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удерживать 10-15 секунд.
• “Чашечка”. Рот широко открыть. Широкий язык поднять вверх. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать в таком положении 10-15 с.
• “Трубочка”. Выдвинуть широкий язык. Боковые края языка завернуть вверх. Подуть в полученную трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз
• “Качели”. Высунуть широкий язык. Тянуться языком поочередно сначала к носу, потом к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет 10-15 раз.
• “Лошадка”. Присосать язык к нёбу,  затем оторвать его и щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Растягивать подъязычную связку. Выполнить 10-15 раз.
• “Вкусное варенье”. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и спрятать язык в глубь рта. Повторить 10-15 раз.

Постановка шипящих звуков

Начинать работу над коррекцией шипящих звуков нужно с постановки звука ш.
• При межзубном сигматизме, когда кончик языка продвигается между верхними и нижними резцами, следует проводить упражнения направленые на поднятие кончика языка за верхние резцы. Сначала ребенку предлагается сжать зубы и произносить звук т, потом произносить этот звук при открытом рте. Следить, чтобы при произношении звука т широкий кончик языка сжимался с альвеолами. Затем ребенку предлагается округлить губы и произносить звук т с придыханием (ощущается нечто вроде ТШ). Постепенно ребенка приучают не произносить звук т, а только поднимать язык вверх и дуть на кончик языка.
• При боковом сигматизме основная работа должна быть направлена на укрепление боковых краев языка и отработки выдыхаемой  струи воздуха, проходящей посредине языка. Для этого сначала научить ребенка дуть с продвинутым между губами широко распластанными передним краем языка, потом дуть переместив передний край языка в межзубное положение. И только тогда, когда ребенок научится направлять воздушный поток посередине языка, с помощью шпателя или специального логопедической зонда надо поднять широкий  передний край языка за верхние зубы. Язык при этом не должен сжиматься с твердым небом, чтобы не мешать воздушной струе свободно выходить посередине языка.
• При носовом сигматизме, надо хорошо поработать над формированием правильного выдоха воздушного струи через середину ротовой полости (см. Упражнения на развитие дыхания). Надо научить и закрепить умения ребенка чувствовать воздушную струю на кончике своего языка высунутого между зубами. После того, как будет отработан правильный выдох ребенку предлагается длительно произнести звук с, при этом с помощью шпателя или специального логопедической зонда надо поднять широкий передний край языка за верхние зубы и несколько отодвинуть его вглубь рта.
• При губно-зубном  парасигматизме  работа начинается с различения на слух звуков ш и ф. После этого предложить ребенку раскрыть губы, несколько раскрыть зубы, образовав щель между резцами и длительно произнести звук с, при этом с помощью шпателя поднять широкий передний край языка. Можно помочь ребенку, придерживая рукою его нижнюю губу.
• При призубном  парасигматизмие работа начинается с различения на слух звуков ш и т. Следует предложить ребенку держать передний край языка между нижними и верхними резцами, широко распластав его. В таком положении языка, выдыхая воздух, ребенок почувствует его струю на кончике языка, и воспроизводит звук, похожий на шепелявое (межзубное) с. После этого, широкий передний край языка, с помощью шпателя или специального логопедической зонда надо отодвинуть назад и поднять вверх. Используя тактильные ощущения, следует сосредоточить внимание ребенка на том, что при произношении звука ш воздушная струя длинная , а при произношении звука т – толчкообразная (для сравнения при произношении звуков ш и т следует приложить тыльную сторону ладони ко рту.
• При свистящем парасигматизме работа начинается с различения на слух звуков ш и с. Используя тактильные ощущения, внимание ребенка следует сосредоточить на том, что при произношении звука ш воздушная струя холодная, а при произношении звука с – теплая  (для сравнения при произношении звуков ш и с следует приложить тыльную сторону ладони ко рту. После этого следует отработать поочередные движения языка (сначала широкий кончик языка опускается за нижние, а потом поднимается за верхние зубы), а также поочередные движения губ (сначала губы растягиваются в улыбку, а потом губы округляются и вытягиваются несколько вперед). Подражая  правильной артикуляции  взрослого ребенок пытается правильно произнести звук ш. Если по подражанию ребенку не удается достичь правильного произношения звука ш,  используют механический способ. Для чего, ребенку предлагают длительно произнести звук с и одновременно широкий передний край языка, с помощью шпателя или специального логопедической зонда,  надо отодвинуть назад и поднять вверх.

Когда звук ш будет поставлен, следует переходить к постановке звука ж. При постановке звука ж следует обратить внимание ребенка на участие голоса при произнесении этого звука. Это легко сделать положив ладонь ребенка на шею и длительно произносить  сначала звук ш-ш-ш, а затем звук ж-ж-ж. Таким образом ребенок почувствует вибрацию голосовых связок  при произношении звука ж.

При постановке звука ч можно предложить ребенку по очереди на одном выдохе произносить звуки т-ш-т-ш-т-ш, а затем быстрее  тш-тш-тш-ч.

Аналогичная работа и при постановке звукосочетания шч, что обозначается буквой щ. Ребенку следует предложить поочередно на одном выдохе произносить звуки ш-ч-ш-ч-ш-ч, а затем быстрее шч-шч-шч-щ.

Поширити