Артикуляция звука
• губы приобретают положение следующего гласного звука;
• зубы слегка раскрыты;
• широкий кончик языка поднят к верхним альвеолам и вибрирует в интенсивной струе воздуха;
• боковые края языка сжимаются с верхними коренными зубами;
• мягкое нёбо закрывает проход в носовую полость;
• голосовые связки вибрируют.

Нарушение произношения звуков р, р’

Ротацизм – нарушение произношения звуков р и р’, их отсутствие или искажённое произношение:

• горловое произношение – звук р произносится в виде горлового дрожащего звука. При таком произношении корень языка приближается к нижнему краю мягкого нёба и образует с ним щель. При выдохе поток воздуха проходит сквозь эту щель и вызывает мелкую вибрацию мягкого нёба, в результате чего возникает шум, присоединившись к тону голоса вызывает специфическое дефектное звучание. Или произношение при котором вибрирует только маленький язычок. При этом слышим ощутимый рокот.

• боковое произношение – при котором вместо вибрации переднего края языка взрывается смычка между его боковым краем и коренными зубами.

• щечное произношение – при котором резкое искажение звука р обусловлено тем, что струя выдыхаемого воздуха проходит сквозь щель, которая образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами, приводя в колебание щеку.

• одноударное произношение – при котором передний край языка лишь один раз прикасается к альвеолам, вибрация отсутствует. Попытки произнести удлиненный звук р неудаются.

Параротацизм – разновидности дефекта, выражающиеся в замене звуков р, р ‘другими звуками.
• замена звуками л, л ‘(рыба – “лыба”, “либа”)
• замена звуком й (помидор – “помидой)
• замена звуком в (рука – “вука”)
• замена звуком и (рак – «иак»)
• замена звуком г (парта – «пагта»)

Исправление произношения звуков р, р ‘

Подготовительный этап обязателен на пути исправления звукопроизношения, и включает в себя важные компоненты, а именно: развитие слухового восприятия, слухового внимания и памяти, развитие фонематического восприятия, развитие дыхания, развитие артикуляционной моторики.

Для того чтобы научить детей правильно произносить звуки родного языка, необходимо прежде всего научить их внимательно слушать и слышать речь окружающих, то есть развивать слуховое восприятие. Развитие слухового восприятия – важная предпосылка формирования правильного звукопроизношения.
Начинать следует с развития слухового внимания.

Для развития слухового внимания целесообразно использовать доступные для детского восприятия окружающие звуки: сигналы машин, голоса животных, музыкальные звуки и др. На прогулках, во время игры, на экскурсиях дети слушают, о чем “говорят” улица, комната, лес, парк, музыкальные игрушки. (см. логопедические игры и упражнения).

Важное место в подготовительной работе на пути развития правильной речи должна занимать, так называемая, артикуляционная гимнастика. Целью ее является – отработка правильных, четких движений органов речи, необходимых для правильного произношения данных звуков.

Упражнения для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков р, р ‘

• “Непослушный язычок. Широкий язык положить на нижнюю губу и говорить “ПЯ-ПЯ-ПЯ”, словно похлопывать свой “непослушный язычок” верхней губой.
• “Чашечка”. Рот широко открыть. Широкий язык поднять вверх. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать в таком положении 10-15 с.
• “Вкусное варенье”. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и спрятать язык в глубь рта. Повторить 15 раз.
• “Лошадка”. Присосать язык к нёбу, затем оторвать и щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Растягивать подъязычную связку. Выполнить 10 раз.
• “Грибочек». Открыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Сделать 10 раз. В отличие от упражнения “Лошадка” язык не должен отрываться от нёба.
• “Качели”. Высунуть широкий язык. Тянуться языком поочередно сначала к носу, потом к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет 10 раз.
• “Маляр”. Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизывать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Выполнить 10 раз, меняя направление.
• “Барабанщики”. Открыть рот, поднять широкий язык вверх и постучать кончиком языка по верхним альвеолам четко выговаривая звук д. Постепенно увеличивать темп, произнося д-д-д.
• “Самолет”. На кончик носа положить кусочек бумаги или ваты. Открыть рот, широкий язык положить на верхнюю губу, боковые края языка прижаты. Воздушная струя выходит посередине языка. Ребенок должен сильно подуть, так, чтобы “самолет” полетел вверх.

Постановка звука р

Логопедическую работу по исправлению произношения звука р проводят в несколько этапов.
• Сначала с помощью специальных артикуляционный упражнений нужно достичь правильного положения языка (широкий язык поднят вверх в форме “ковша”. Достигнув правильного положения языка, получить так называемый фрикативный р, который артикулируется при том же положении языка, что и нормальный, но пока без вибрации. Для этого ребенку предлагается поднять широкий язык к верхним альвеолам и сильно, резко выдохнуть, включая голос, через щель между кончиком языка и верхними альвеолами. Если ребенок правильно выполнил это упражнение, он почувствует некоторое щекотание кончика языка и услышит звук, напоминающий звукосочетания [дж] или [дз].
• Второй вид упражнений направлен на отработку вибрации языка. Если ребенок правильно произносит верхние ш и ж, получить фрикативный р нетрудно. Достаточно предложить ему при несколько открытом рте без округления губ произнести протяжно звук ж и переместить передний край языка немного вперед, к деснам верхних резцов. Добившись этой цели, следует закреплять фрикативный р на материале слогов, слов, а затем фраз, не дожидаясь усвоения вибрации. Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с достаточным напором выдыхаемого воздуха, при минимальной щели между передним краем языка и деснами.
• Для отработки вибрации следует исходить из быстрого повторения на одном выдохе звука д, который артикулируется особым способом – при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а несколько глубже – с деснами верхних резцов или даже с альвеолами. Сначала упражнение может состоять из двух- и трехкратного равномерного повторения звука д (дд, дд, дд, ддд, ддд, ддд), затем из тех же повторений, но с усилением последнего звука (дД, дД, дД, ддД, ддД, ддД …) и т.д. с многократным повторением звука д, как равномерного (ддддддддд), так и с ритмическим рисунком (ддд, ддд, ддд). Работать должен только язык при неподвижном положении нижней челюсти.
• Другой прием отработки вибрации выраженный тем, что во время произношения фрикативного р под язык подкладывают зонд с шариком на конце. Шарик сталкивается с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывается механическое колебание языка, попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами. Вместо зонда можно использовать заранее вымытый палец самого ребенка.
• Когда вибрация будет достигнута, необходимо путем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз, автоматизировать усвоенную артикуляцию.

Поширити