Из опыта работы
логопеда высшей категории
Бенюх Т.Н.

Для того чтобы научить детей правильно произносить звуки родного языка, изменять силу голоса и темп речи, правильно использовать интонационные средства выразительности, необходимо прежде всего научить их внимательно слушать и слышать речь окружающих, то есть развивать слуховое восприятие. Развитие слухового восприятия – важная предпосылка формирования звукопроизношения.

В соответствии с “Программой воспитания детей дошкольного возраста” в конце четвертого года жизни дошкольники должны уметь различать звуки в словах и понимать содержательное значение слова в зависимости от его звукового состава. Работа по формированию фонематического слуха в этой возрастной группе должна проводиться систематически, с постепенным усложнением.

В начале учебного года воспитатель должен обратить внимание на состояние слухового восприятия детей логопедической группы. Способы проверки могут быть разные: наблюдение за общением детей в различных видах деятельности, проведение специальных игровых упражнений (“Где хлопали?”, “Угадай, кто позвал”, “Что я сказала? и т.п.), а также проведение игры “Поручение”. Дети сидят полукругом на расстоянии 5-6 м от воспитателя. На столе у него возложены игрушки. Воспитатель четко, голосом средней силы обращается к кому-нибудь из детей: “Миша, возьми мячик и положи его на ковер” или: “Таня, возьми мишку и посади его на стул” и т.д. Затем дает задание уже тихим голосом. При этом воспитатель обнаруживает  детей, которые не выполняют задания или которым приходится повторять его несколько раз.

Для развития слухового внимания целесообразно использовать доступные для детского восприятия окружающие звуки: сигналы машин, голоса животных, музыкальные звуки и др. На прогулках, во время игр, на отдельных занятиях (обзорах, экскурсиях, музыкальных занятиях) малыши слушают, о чем “говорят” улица, комната, лес, парк, музыкальная шкатулка  – упражнение “Что ты услышал? “

Дети тихо сидят на игровой площадке или в комнате. Воспитатель предлагает закрыть глаза и послушать улицу. Через какое-то время позволяет открыть глаза. Каждый по очереди делится впечатлениями: один услышал гудок машины, второй – смех детей, третий – голос птицы, четвертый – дыхание соседа и т.д.
Можно прибегнуть и к рекомендованным методической литературой упражнений для проверки слухового восприятия, а также специальных игр: “Солнце или дождь? “, ” Где позвонили? “,” Кто кричит? “,” Где играл Мишка? .

Перечисленные выше и подобные им игры и упражнения проводятся в ходе утреннего приема детей, в перерыве между занятиями, они могут быть и частью занятий по ознакомлению с окружающим, развитию  речи или музыкального.

Примерно с середины второго квартала, наряду с такими упражнениями, вводится новая задача – определение произнесенного слова, предложения. Воспитатель неоднократно проводит упражнение «Угадай, что я сказала» ( говорит слова и предложения громко и шепотом; дошкольники слушают с закрытыми глазами, а потом воспроизводят услышанное). Подбор слов к этому упражнению осуществляется заранее с учетом следующих требований: значение слова должно быть уже известно детям.

Необходимо придерживаться принципа от простого к сложному: прежде подбирать слова, не похожи по звуковому составу (Оля, сам, прыгай, веселый, быстро), а затем – близкие по звучанию, но разные по смыслу (Оля, Коля, сам, сом, коса, роса).

Согласно вышеуказанных рекомендаций детям можно предложить серию вариантов упражнения “Угадай, что я сказала”: 1, 2 – воспроизведение слов, предложений  не похожих по звучанию, воспринятых слухом и зрением; 3, 4 – воспроизведение слов, предложений  схожих по звучанию, воспринятых слухом и зрением; 5 – воспроизведение слов, предложений  похожих и не похожих по звучанию, воспринятых слухом и зрением; 6, 7 – воспроизведения слов, предложений  не похожих по звучанию, воспринятых лишь слухом; 8, 9 – воспроизведение слов, предложений  похожих по звучанию, воспринятых лишь слухом.

Воспитатель, проконсультировавшись с логопедом решает, сколько раз повторять с детьми то или иное упражнение, исходя из качества его выполнения: проводит 2-3 раза в течение недели со всеми детьми или, в случае необходимости, с небольшими подгруппами.

Для выработки у дошкольников умения слушать и запоминать услышанное целесообразна игра “Запомни слова” (с картинками или мелкими игрушками. На столе под салфеткой лежат предметные картинки или игрушки. Воспитатель предлагает послушать два-три слова-названия, запомнить их, а потом найти на столе соответствующие картинки (игрушки).

Для развития слухового восприятия необходимо использовать различные приемы. Очень большое значение для детей младшего дошкольного возраста имеет слушания музыки. Поэтому рекомендуется проводить так называемые музыкальные минутки. В ходе них воспитатель предлагает детям сесть или лечь на ковер, желательно с закрытыми глазами, помогает расслабиться и не реагировать на зрительные раздражители, а сосредоточить свое внимание на источник звука.

Работа воспитателя группы для детей с общим недоразвитием речи должна быть неразрывно связана с работой логопеда. Эта работа должна быть систематической и согласованной. Именно в таких условиях сотрудничества логопеда и воспитателя учебно-коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи будет полноценной.

Поширити