Артикуляция звука л:
• губы приобретают положение следующего гласного звука;
• зубы слегка раскрыты;
• кончик языка упирается в верхние резцы или альвеолы;
• корень языка поднимается к мягкому нёбу;
• боковые края языка не сжимаются с верхними коренными зубами, а потому выдыхаемая струя воздуха проходит сквозь щель, которая образуется между ними;
• мягкое нёбо закрывает проход в носовую полость;
• голосовые связки вибрируют.

Нарушение произношения звуков л, л’

Ламбдацизм – пороки произношения звуков л и л ‘.
• отсутствие звука
• искажённое произношение звука
• смягчённое произношение звука

Параламбдацизм – разновидности дефекта, выражающиеся в замене звуков л, л ‘другими звуками.
• замена звуком ы (лампа – “ыампа”, лак – «ыак»)
• замена звуком й (лапа – “йапа”, ложка – “йожка)
• замена звуком в (у)-  (лопата –«вопата, лайка- «уайка»)

Исправление произношения звуков л, л’

Подготовительный этап обязателен на пути исправления звукопроизношения, и включает в себя важные компоненты, а именно: развитие слухового восприятия, слухового внимания и памяти, развитие фонематического восприятия, развитие дыхания, развитие артикуляционной моторики.

Для того чтобы научить детей правильно произносить звуки родного языка, необходимо прежде всего научить их внимательно слушать и слышать речь окружающих, то есть развивать слуховое восприятие. Развитие слухового восприятия – важная предпосылка формирования правильного звукопроизношения.
Начинать следует с развития слухового внимания.

Для развития слухового внимания целесообразно использовать доступные для детского восприятия окружающие звуки: сигналы машин, голоса животных, музыкальные звуки и др. На прогулках, во время игры, на экскурсиях дети слушают, о чем “говорят” улица, комната, лес, парк, музыкальные игрушки (см. логопедические игры и упражнения)

Важное место в подготовительной работе на пути развития правильной речи должна занимать, так называемая, артикуляционная гимнастика. Целью ее является – отработка правильных, четких движений органов речи, необходимых для правильного произношения данных звуков.

Упражнения для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков л, л ‘

• “Непослушный язычок. Широкий язык положить на нижнюю губу и говорить “ПЯ-ПЯ-ПЯ”, словно похлопывать свой “непослушный язычок” верхней губой.
• “Качели”. Высунуть широкий язык. Тянуться языком поочередно сначала в верхним резцам, потом к нижним. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет 10-15 раз.
• “Индюшата». Открыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и выполнять поглаживающие  движения вперед-назад, следить за тем, чтобы широкий язык не отрывался от губы. Движения выполнять сначала бесшумно, а затем добавить голос (получается нечто похожее на бл-бл-бл)
• “Лошадка”. Присосать язык к нёбу, затем оторвав его щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Растягивать подъязычную связку. Выполнить 10-15 раз.
• “Вкусное варенье”. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и спрятать язык за верхние зубы. Повторить 10-15 раз.

Постановка звука Л

Для исправления ламбдацизма используют следующие приемы.
• Сначала ребенку дают задание по образцу, пользуясь зеркалом, свободно высунуть язык и зажата его между зубами. Затем он должен не меняя положения языка, произнести протяжно а или ы. При таком положении артикуляционных органов можно получить протяжный звук л. После такого межзубного произношения звука л надо перевести язык ребенка за верхние зубы и продолжать закреплять правильное произношение.
• Рот полуоткрыт, протяжно произносить звук ы и при этом медленно продвигать язык между зубами, потом прижать к зубами. Следить, чтобы кончик языка был не узким, а широким. При правильном выполнении этого приема получим звук л. После отработки изолированного звука л в межзубном положении следует перевести кончик языка за верхние зубы.
• Можно предложить ребенку широко открыть рот и протяжно произносить звук а. При этом кончик языка поочередно поднимать и опускать к верхним и нижним резцам. При таком упражнении услышим: ла-ла-ла.
• При губном произношении звука л, в первую очередь необходимо затормозить движения губ. Надо проводить упражнения на дифференциацию движений губ “трубочка-улыбка”. Ребенка следует научить не вытягивать губы вперед, а растягивать в стороны (сначала можно даже придерживать их пальцами). После того следует перейти к постановке звука л с помощью одного из вышеупомянутых приемов.
• В тех случаях когда нарушается произношение не только звука л, а также его мягкой пары исправление  первого звука является надежной базой для освоения второго. При закреплении мягкого звука л работу следует начинать со слога ли, а потом переходить к слогам с другими гласными. Работу над постановкой мягкого звука л надо строить на сопоставлении произношения складов с л и ль (лы-ли, ла-ля, лу-лю, лэ-ле.
• После того как будет достигнута правильная артикуляция звука л и проведены упражнения по его закреплению на материале слогов, слов и фраз, в случаях с  параламбдацизмом необходимо провести ряд упражнений, направленных на отработку дифференциации звука л и того, которым он заменялся.

Поширити