1) Предложите ребенку назвать предметы, которые его окружают (стол, шкаф, чашка, ручка, мяч, туфли, расческа, майка, зеркало, кастрюля, телевизор, лампа, молоко, банка, хлеб и т. д.).
2) Покажите ребенку предмет, а затем, указывая на разные части этого предмета, предложите ему назвать их:
Чайник – ручка, крышка, носик
Стул – спинка, ножки, сидение
Машина – кабина, кузов, колеса, двери
3) Предложите ребенку назвать предметы (картинки) одним словом:
Мяч, кукла, машина, юла – игрушки
Чашка, ложка, тарелка, кастрюля – посуда
Майка, кофта, платье, брюки – одежда
Кровать, стул, стол, шкаф – мебель
Морковь, капуста, огурец, лук – овощи
Яблоко, слива, груша, лимон – фрукты
Кот, собака, корова, конь – домашние животные
Лиса, волк, медведь, заяц – дикие животные
4) Покажите ребенку любой предмет и предложите ответить на вопрос «Какой он?»
Яблоко (какое?) – красное, круглое, сладкое
Снег (какой?) – белый, холодный
Лиса (какая?) – рыжая, хитрая и т. д.
5) Предложите ребенку ответить на вопросы:
Кто как передвигается? Кто как голос подает? Что делают…?
Человек – идет кот – мяукает носом – дышат
Рыба – плывет собака – гавкает глазами – смотрят
Птица – летит корова – мычит ножом – режут
Змея – ползет свинья – хрюкает ручкой – пишут
Заяц – прыгает петух – кукарекает веником – заметают
6) Предложите ребенку назвать противоположные слова. Игра «Скажи наоборот»:
Большой – маленький
Высокий – низкий
Длинный – короткий
Широкий – узкий
Горячий – холодный
Добрый – злой
Медленно – быстро
Холодно – тепло