Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Можно выделить основные проявления, характеризующие это состояние.

Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков. Например, мягкий звук т произносится вместо звуков с, ч, ш («тюмка», «тяска», «тяпка» вместо сумка, чашка, шапка).

Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и  которые вызывают меньше трудностей в произношении для ребенка. Конечно, сложные для произнесения звуки заменяются более легкими, характерные для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р, звук ф – вместо звука ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д («табака» вместо собака и т.п.).

Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в разных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других – заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р или  л изолированно, в связной речи произносит смешивает их.

Логопедическая работа
• Формирование звукопроизношения.
• Развитие фонематического слуха.
• Подготовка к обучению грамоте.

Поширити