1) Проверьте, умеет ли Ваш ребенок образовывать множественное число имен существительных. Покажите ребенку сначала один, а затем несколько таких же предметов и предложите назвать их:
ложка – ложки колесо – колеса
шапка – шапки окно – окна
мяч – мячи дом – дома
цветок – цветы листок – листья
2) А множественное число глаголов? Предложите ребенку сказать, что делают дети:
Ты сидишь, а дети (что делают?) – сидят.
Ты спишь, а дети (что делают?) – спят.
Ты рисуешь, а дети (что делают?) – рисуют.
Ты играешь, а дети (что делают?) – играют.
Ты поешь, а дети (что делают?) – поют.
3) Проверьте, умеет ли Ваш ребенок образовывать уменьшительно-ласкательные слова. Поиграйте с ребенком в игру «Назови ласково»
мама – мамочка нос – носик
Оля – Олечка мяч – мячик
Ложка – ложечка кот – котик
Шапка – шапочка ключ – ключик
4) А использует ли в речи Ваш ребенок разные падежные окончания?
Покажите ему кошку и предложите ответить на вопросы:
И.п. Кто это? – Кошка.
Р.п. (спрячьте игрушку) Кого не стало? – Кошки.
В.п. Кого ты ищешь? – Кошку.
Д.п. Кому ты дашь молока? – Кошке.
Т.п. С кем ты играешься? – С кошкой.
П.п. На ком красивый бантик? – На кошке.
5) Покажите ребенку предметы или картинки одинакового цвета и предложите ему ответить на вопросы «Какой, какая, какое, какие?». Так вы узнаете, правильно ли Ваш ребенок использует в речи родовые окончания.
Чашка (какая?) – красная Машина (какая?) – белая
Помидор (какой?) – красный Снеговик (какой?) – белый
Яблоко (какое?) – красное Блюдце (какое?) – белое
Мячи (какие) – красные Тарелки (какие?) – белые