Автоматизация звука – один из этапов коррекции неправильного звукопроизношения. Проводится после постановки звука. Правильное произношение звука закрепляется в слогах, словах, фразах, самостоятельной речи путем частого повторения и применения специальных упражнений.
Аграмматизм – нарушение понимания и употребления грамматических средств языка.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка. Различают моторные и сенсорные алалии.
Амимия – отсутствие мимических движений, наблюдается при парезах и параличах.
Артикуляция – деятельность речевых органов, связанная с произнесением звуков речи и различных их комплексов, составляющих слоги, слова.
Артикуляционная гимнастика – подготовительные упражнения, целью которых является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
Аутизм – замкнутость, отстранённость от реального мира, погружение в мир собственных внутренних переживаний.
Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальними поражениями головного мозга.
Афония – полное отсутствие голоса.
Брадилалия – патологически замедленный темп речи.
Гаммацизм – недостаток произношения звуков г, г’.
Дисграфия – нарушение процессов письма.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дислексия – нарушение процесса чтения.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Каппацизм – недостаток произношения звуков к, к’.
Контаминация – ошибочное воспроизведение слов, заключающееся в объединении в одно слово слогов, относящихся к разным словам.
Логопедия – наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления, устранения средствами специального обучения и воспитания.
Ламбдацизм – неправильное произношение звуков л, л’.
Мутизм – прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы.
Недоразвитие речи – качественно низкий уровень сформированности сравнительно с нормой той или иной речевой функции или речевой системы в целом.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Парафазия – нарушение речевого высказывания, проявляющееся в неправильном употреблении звуков или слов в устной и письменной речи.
Распад речи – утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных поражений мозга.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Ротацизм – неправильное произношение звуков р, р’.
Сигматизм – недостаток произношения свистящих и шипящих звуков.
Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы речи у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Эхолалия – автоматическое повторение слов вслед за их воспроизведением.