Из опыта работы
логопеда высшей категории
Юрчук Е.В.
Воспитание звуковой культуры речи занимает одно из ведущих мест в системе коррекционной работы у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. К сожалению, в современной методической литературе вопросы воспитания звуковой культуры речи у детей четвертого года жизни освещены недостаточно.
Одним из психологических принципов, которые заложены в основу овладения детьми речью, является принцип развития, согласно которому все психические процессы, включая и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии. Развитие психических процессов протекает в тесном взаимодействии друг с другом. В психическом развитии существуют сенситивные периоды, когда ребенок особенно чувствителен к определенным воздействиям окружающей среды. Для развития речи сенситивным периодом является возраст от 1,5 до 3,5 лет, когда ребенок наиболее чувствителен к речи.
Известный психолог Л. С. Выготский отмечал, что позднее начало коррекционного обучения не имеет такого значения в развитии, которое оно играет тогда, когда происходит в оптимальные сроки. В этот наиболее благоприятный для развития речи период ребенок овладевает основными средствами языка.
Известно, что младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования и развития правильного произношения. В этом возрасте ребенок способен усваивать большинство звуков и закреплять их в собственной речи, учится пользоваться своим голосовым аппаратом. Именно поэтому воспитание звуковой культуры речи у детей данного возраста направлено на развитие слухового восприятия, на усвоение и закрепление правильного произношения звуков, которые формируются в процессе общего и речевого развития ребенка.
Но совершенно ясно, что детский сад для детей с нарушением речи должен иметь свои собственные приемы и методы коррекционного обучения, необходимость которых обусловлена особенностями речи детей и своеобразием связанных с ним познавательных процессов. В противном случае эффективность педагогической деятельности будет значительно снижена. Для воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходимо учитывать следующие направления.
Во-первых, это воспитание слухового восприятия. Чтобы научить детей правильно произносить звуки, четко произносить слова и умению пользоваться голосовым аппаратом, прежде всего, необходимо научить их слушать и слышать речь окружающих, то есть развивать слуховое восприятие. Развитие слухового восприятия является важным компонентом для формирования звуковой стороны речи. Вследствие хорошо развитого слухового восприятия ребенок овладевает умением слышать и дифференцировать различные звуки, различать громкость и темп их произношения.
Развивая слуховое восприятие, следует обращать внимание детей на то, что одни и те же звуки, звукосочетания и фразы можно произносить громко и тихо, быстро и медленно.
Во-вторых, это формирование звукопроизношения. Большинство задач по воспитанию звуковой культуры речи посвящена уточнению и закреплению правильного произношения звуков. Ознакомление со звуками родного языка проходит в определенной последовательности, учитывая артикуляционные трудности их произношения и индивидуальные возможности детей. Коррекционная работа по уточнению и закреплению правильного звукопроизношения начинается с гласных звуков (а, у, о, и) и простых по артикуляции согласных, несмотря на то, что большинство малышей этого возраста могут их правильно произносить. Это необходимо для уточнения правильного звукопроизношения данных звуков и для подготовки артикуляционного аппарата ребенка к усвоению и произношению более сложных звуков.
В-третьих, коррекционная работа направлена на развитие голосового аппарата. У ребенка младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи голосовой аппарат, как правило, не достаточно развит. Дети не умеют говорить шепотом, часто говорят очень тихо. Как подготовительные упражнения для развития голосового аппарата детям предлагаются задания, в которых одинаковые звуки или звукосочетания нужно произносить с разной силой голоса. Такие задания подготовят детей к дальнейшему правильному использованию интонационных средств выразительности речи(изменение силы голоса в зависимости от содержания высказывания).
В-четвертых, это развитие темпа речи. Начиная с младшего возраста необходимо учить детей пользоваться умеренным темпом речи. Это, прежде всего, достигается путем личного примера логопеда и воспитателей. Но использование различного темпа является неотъемлемой частью интонационной выразительности речи. Уже в младшей группе следует учить детей говорить и быстро и медленно. С этой целью логопед произносит звукосочетания или слова с разной скоростью, а затем предлагает детям воспроизвести их в таком же темпе. Путем таких упражнений малыши приучаются не только на слух дифференцировать скорость произнесения слов, но и говорить в разном темпе. Воспитывая у детей умения изменять громкость голоса, темп речи, логопед тем самым готовит их к дальнейшему правильному использованию интонационных средств выразительности речи и развивает речевой слух.
В-пятых, это работа направлена на развитие физиологического и речевого дыхания. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, плавное произнесение слов и фраз. Ведь для произношения ряда звуков, нужен сильный удлинённый выдох, что достигается благодаря специальным упражнениям на развитие дыхания. Формирование правильных фонематических представлений у детей опирается, как на четкую правильную артикуляцию, так и на хорошо развито слуховое восприятие звуков речи. Вот почему одно из ведущих мест в общей системе коррекционной работы с детьми младшего возраста занимает раздел звуковой культуры речи.
Система коррекционной работы по воспитанию звуковой культуры речи проводится в течение всего учебного года.
В первом периоде обучения основная работа направлена на развитие слухового восприятия. В начале года малыши должны научиться слушать и воспринимать речь окружающих. С этой целью проводятся дидактические игры на развитие устойчивости слухового внимания. Дети учатся концентрировать и переключать слуховое внимание. На таких занятиях необходимо использовать различные музыкальные инструменты, звучащие игрушки, игры на звукоподражание. С целью развития слухового восприятия рекомендую использовать такие дидактические игры: «Солнце или дождь?», «Угадай, что звучит?», «Кто как голос подает?», «Угадай, кто позвал?», «Не ошибись!» и др.
Наряду с развитием слухового восприятия в первом периоде обучения необходимо проводить работу над развитием физиологического и речевого дыхания. Ведь хорошо поставленное дыхание является предпосылкой правильного звукопроизношения. Именно потому, что работа по уточнению артикуляции и закреплению произношения звуков проводится в двух последующих периодах, на первом этапе нужно сформировать плавный, удлиненный выдох и правильный вдох. Для отработки у детей правильного дыхания следует использовать следующие игры: «Горячий чай», «Открой окошко», «Загони мяч в ворота», «Чей самолет полетит дальше?», «Осенние листья», «Снежинки» (на развитие удлиненного выдоха) , «Узнай фрукт», «Понюхай цветок», «Что приготовил повар» (на развитие вдоха), «Поезд», «Кукла спит», «Заблудились», «Вкусный запах», «Запускание корабликов» (на развитие речевого дыхания). Также в первом периоде необходимо работать над развитием силы голоса. Дети учатся говорить тихо, громко, шепотом, а также изменять силу голоса в зависимости от ситуации. На этом этапе работы я использовала такие дидактические игры: «Громко-тихо», «Не разбуди куклу», «Позови друга», «Заблудились», «Три медведя», «Звери поют».
Во втором периоде коррекционного обучения проводится работа по уточнению артикуляции и закреплению произношения гласных звуков [а], [о], [у], [и] в звукоподражания, словах и фразах, в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребенка. Каждый звук необходимо соотносить с каким-либо реальным объектом (например: а-а-а — поет девочка Аня, у-у-у — гудит поезд. Это значительно облегчает работу по формированию звукопроизношения и позволяет в эмоциональной форме объяснить ребенку необходимость повторения звука. Каждый звук логопед должен четко артикулировать с целью сосредоточения не только слухового, но и зрительного восприятия ребенка.
Для ознакомления детей с гласными звуками предлагаю такие дидактические игры и упражнения: «Чистим зубы», «Поезд», «Песенка Ани», «У врача», «Лягушки улыбаются», «Волшебные кубики», «В лесу», «Концерт» , «Узнай песенку веселого язычка». Также в этот период проводится работа над развитием фонематического восприятия. Дети учатся определять звуки [а], [о], [у], [и] среди других и выделять звук в начале слова. На этом этапе следует использовала такие игры как: «Телевизор», «Кто в каком доме живет», «Узнай песенку веселого язычка», «Фонарики», «Помоги куклам».
Работа по уточнению артикуляции и закреплению произношения гласных звуков, конечно же, сопровождается заданиями на развитие речевого дыхания, силы голоса, координации речи с движениями, темпа и ритма речи.
В последнем третьем периоде коррекционного обучения основная работа направлена на уточнение артикуляции и закрепление звукопроизношения согласных звуков. Звуки даются в определенной последовательности, с учетом сложности их произношения.
Детей с ОНР младшей группы я предлагаю ознакомить с простыми, в артикуляционном отношении, согласными звуками [м], [н], [п], [б], [в], [ф].
Формирование правильного произношения звуков на знакомом и простом для детей младшего возраста материале дает возможность акцентировать их внимание на звуковой стороне речи.
Уточнения и закрепления звуков осуществляется в несколько этапов. Сначала отрабатывается произношение изолированного звука и несложных звукосочетаний. При этом, как языковой материал нужно использовать звукоподражания. Ознакомление ребенка со звуком или звукосочетаниями, как и при изучении гласных необходимо связывать их с конкретным наглядным образом. Например: н-н-н — плачет девочка, в-в-в — дует ветер, м — корова, бам — барабан и т.п. Наряду с уточнением и закреплением звука необходимо обращать внимание на то, как дети произносят усвоенные ранее звуки. На следующем этапе произношение звуков закрепляется в словах. При этом нужно подбирать такие слова, которые по слоговой структуре не являются сложными для произношения: с открытыми слогами (мама, вата, Ната) или односложные (мак, кот и т. д.)
Дальнейшее закрепление усвоенного осуществляется во фразовой речи (в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка). Дети произносят короткие фразы, насыщенные данными звуками, повторяют за логопедом чистоговорки (ты-ты-ты – спят коты и т.п.).
Наряду с основным направлением этого периода — формированием звукопроизношения согласных звуков, продолжается работа по развитию слухового и фонематического восприятия. Дети учатся изменять силу голоса и темп речи. Проводятся задания на развитие координации речи с движениями и работа над интонационной выразительностью речи.
В учебно-коррекционной работе по воспитанию звуковой культуры речи следует придерживаться следующих правил:
• Занятия проводятся один раз в неделю по подгруппам и закрепляются на индивидуальных занятиях.
• Продолжительность занятия 15-20 минут.
• Занятия должны быть насыщены чистоговорками, потешками, стихами на заданный звук.
• Ознакомление с каждым звуком подается в виде жестового и зрительного символа.
• На занятии широко используется наглядно-дидактический материал.
• Занятия проводится эмоционально, в игровой форме.