Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения, которое выражается устойчивыми специфическими ошибками, обусловлеными несформированностью или расстройствами функций, обеспечивающих процесс чтения. По степени выраженности различают: алексию — полную невозможность овладения чтением или полную его потерю, и дислексию — трудности в овладении чтением и дефект его формирования. Дислексия может быть самостоятельным расстройством и проявляться наряду с другими тяжелыми нарушениями речи — дислалией, дизартрией, алалией.
Виды дислексий
Фонематические дислексии обусловлены недоразвитием функции фонемной системы: слухопроизносительной дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза. При недоразвитии функций фонематического анализа и синтеза у детей наблюдается побуквенное чтение, искажение звуковой стороны слова (вставки, пропуски, перестановки звуков), трудности чтения обратного слога. Например, аптека — «патека», булка — «бука», взяла – «вазяла». В основе этих нарушений чтения лежит недоразвитие функций фонематического анализа.
Чаще всего у детей с нарушениями чтения оказывается несформированной наиболее сложная форма функции фонематического анализа — определение количества, последовательности и места звуков в слове. При фонематический дислексии у большинства детей отмечается недоразвитие и нарушение устной речи (неправильное использование некоторых грамматических форм, ограниченный словарный запас).
Оптические нарушения чтения связаны с недоразвитием высших зрительных функций: зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений. Дети сталкиваются с трудностями в конструировании изображений, в определении сходства и различия зрительных изображений, в превращении фигур. У них наблюдаются неточности перерисовки и конструирования: а) упрощение фигур, уменьшение количества элементов, б) неправильное пространственное расположение линий по сравнению с образцом. В процессе овладения чтением у этих детей отмечаются трудности в усвоении похожих графических букв, их смешивания и замены (т-г, д-л, в-з, х-к).
Аграматические нарушения чтения часто наблюдаются у детей с общим недоразвитием речи. При таком нарушении отмечаются неправильное употребление падежных окончаний, неправильное согласование различных частей речи и др.
Мнестические нарушения чтения связаны с трудностями установления связей между звуками и буквами. Эти нарушения проявлялись в трудностях усвоения всех букв, в недифференцированных заменах букв при чтении. Ребенок не запоминал, какая буква соответствует тому или иному звуку.
Семантические нарушения чтения (механическое чтение) — это нарушение понимания читаемого при технически правильном чтении. Семантические дислексии вызываются двумя факторами: 1) недоразвитие звуко-слогового синтеза; 2) нечеткостью, недифференцированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении. Распределение слова на слоги в процессе чтения — частая причина непонимания читаемого слова, предложения. Ученики с нарушением звуко-слогового синтеза, читая слово по слогам, не могут объединить эти слоги в единое слово, соотнести поделенное на слоги слово и соответствующее слово в устной речи, то есть не узнает его. В таком случае ребенок читает механически, не понимая содержания той информации, которую он расшифровывает. У детей с семантическими нарушениями чтения недостаточно сформирована возможность синтезировать, устанавливать в своем представлении поделенные на слоги слова и предложения. Вследствие несформированности грамматических обобщений дети с семантическими дислексиями в процессе чтения предложений и текста не находят связи между словами в предложении.
Логопедическая работа при дислексии строится дифференцированно, в зависимости от вида дислексии.