Цель артикуляционной гимнастики – развитие подвижности органов речевого аппарата, выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционную гимнастику желательно проводить ежедневно, отводя на нее от 5 до 15 минут, в зависимости от возраста ребенка. Не перегружайте ребенка, не требуйте от него выполнения всех упражнений во время одного занятия.

Перед началом работы Вам необходимо показать ребенку упражнение и объяснить его выполнение. Для того, чтобы ребенок проявил любопытство к артикуляционной гимнастике, ее следует проводить в игровой форме. Например: “Язычок живет в своем домике – ротике. Как и в любом доме в нем тоже есть свои дверцы – это губы и зубы. Посмотри, как я могу открывать и закрывать дверцы в своем домике, а теперь попробуй ты. Язычок очень веселый, и любит превращаться в разные предметы (упражнения “Лопаточка”, “Чашечка”, “Иголочка”, “Трубочка”, “Горка”). А еще он, как и все дети, любит играться – качаться на качелях вверх-вниз, вверх – вниз (упражнение “Качели”), играть в прятки (упражнения “Змейка”, “Часики”). Но, видимо, как и ты он большой сладкоежка, любит полакомиться чем-то вкусненьким (Упражнение “Вкусное варенье”). А как быстро он умеет скакать на лошадке (Упражнение “Лошадка”)!” Выполнять артикуляционную гимнастику следует перед зеркалом, чтобы ребенок видел Ваше лицо и свое, и мог контролировать выполнение упражнений.

Чаще хвалите ребенка, вызывайте позитивное настроение при выполнении артикуляционной гимнастики. Ни в коем случае не ругайте ребенка, если у него что-то не получается, или получается не совсем правильно, это может привести к тому, что ребенок вообще откажется выполнять упражнения. Сначала ребенку будет сложно, но спустя некоторое время Вы заметите, что движения стали уже менее напряженными и четкими.

  1. „Лопаточка”. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удерживать 10-15 с.
  2. „Непослушный язычок”. Широкий язык положить на нижнюю губу и говорить “пя-пя-пя”, как-будто похлопывать свой “непослушный язычок” верхней губой.
  3. „Чашечка”. Рот широко открыть. Широкий язык поднять вверх. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать в таком положении 10-15 с.
  4. „Иголочка”. Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его и сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с.
  5. „Горка”. Рот открыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончиком языка притронуться к нижним передним зубам. Удерживать в таком положении 15 с.
  6. „Трубочка”. Высунуть широкий язык. Боковые края языка завернуть вверх. Подуть в полученную трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.
  7. „Часики”. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно справа – налево. Двигать языком из уголка рта в медленном темпе под счет. Выполнить 10-15 раз.
  8. „Лошадка”. Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Растягивать подъязычную связку. Выполнить 10-15 раз.
  9. „Грибок”. Открыть рот. Присасывать язык к небу. Не отрывая язык от неба сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Сделать 10-15 раз. В отличие от упражнения „Лошадка” язык не должен отрываться от неба.
  10. „Качели”. Высунуть узкий язык. Тянуться языком поочередно сначала к носу, потом к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет 10-15 раз.
  11. „Вкусное варенье”. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и спрятать язык в глубь рта. Повторить 10-15 раз.
  12. „Змейка”. Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально высунуть вперед и спрятать в глубь рта. Двигать языком вперёд – назад в медленном темпе 10-15 раз.
  13. „Маляр”. Высунуть язык, рот немного открыть. Облизывать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнить 10-15 раз, изменяя направление.
Поширити