Разница между импрессивной и экспрессивной речью сводится к пониманию услышанного и личного высказывания.  Импрессивная речь предполагает слушание, понимание, а экспрессивное – высказывание.  Эти слова, пожалуй, являются кратчайшими определениями для объяснения экспрессивной и импрессивной речи.

Речь – это процесс подбора и использования различных средств языка для общения с другим человеком.  Язык является средством общения, а речь – сам процесс общения.  Речь предполагает вербальное общение с помощью слов, синтаксических конструкций, интонаций, а также часто с помощью невербальных средств (жестов, мимики и т.п.).  Мы используем речь, чтобы понять окружающий мир и передать свои мысли и чувства.  Сначала ребенок учится понимать обращенную речь, а уже впоследствии начинает говорить самостоятельно.  Это основа импрессивной и экспрессивной речи.

Импрессивная речь

Важным компонентом импрессивной речи является слушание, но кроме того, это еще и понимание информации, представленной разными способами, например, звуками и словами, движениями и жестами, знаками и символами.  Часто дети усваивают элементы импрессивной речи быстрее, чем экспрессивной.  Поэтому наш пассивный словарный запас (слова, значение которых мы понимаем, но часто не употребляем), как правило, больше, чем активный словарь (то, что мы используем каждый день в повседневной жизни).

Как сформировать импрессивную речь?

Задачи, предлагаемые детям с целью развития импрессивной речи могут включать:

1. Выполнение простых, а впоследствии и многошаговых инструкций (например, «Возьми куклу», «Дай папе мяч», «Возьми свою игрушку и положи ее на стол», «Встань, отодвинь стул, подойди к двери и постучи»).

2. Ответы на вопросы для понимания (кто/что/где/почему) на основе рисунка или рассказа.  Например, «Кто расчесывает/кого расчесывает/чем расчесывает?»  или «Кто бежал, кого встретил, куда ушел?»

3. Обогащение словарного запаса существительными («Покажи яблоко, ключ, кровать»), глаголами («Покажи, кто идет, прыгает, летит, бежит, стоит»), прилагательными («Покажи, что большое, холодное, желтое, твердое, высокое»), наречиями («Покажи, кто близко, далеко, вверху, внизу»), предлогами («Покажи, кто на дереве, под деревом, за деревом, возле дерева»)

4. Формирование способности понимать и различать грамматические формы («Покажи, где ложка, а где ложки» – множественное число существительных. «Покажи, где мяч, а где мячик» – уменьшительно-ласкательные слова. «Кто обувает туфли, а кто обул?» – совершенный и несовершенный вид глаголов и т.п.)

5. Развитие понимания коратких рассказов, стихов, сказок.

Экспрессивная речь

Экспрессивная речь – это наша способность передавать свои мысли и чувства с помощью слов, жестов, знаков и символов.  Речь является основной формой общения, но есть и другие не менее эффективные виды общения.  Сюда входит и язык жестов, система обмена изображениями, использование устройств, генерирующих устную или письменную речь.

Что такое навыки экспрессивной речи?

Навыки экспрессивной речи в целом означают правильное использование средств языка, для эффективной передачи своих мыслей и чувств и включают в себя:

Навыки звукового и интонационного оформления высказывания, отвечающие нормам речи.

Использование известных нам слов – например, обозначение предметов и действий, описание объектов, то есть активное использование словарного запаса.

Грамматика – выбор правильных грамматических форм, соответствующих закономерностям языка.  Например, использование прошедшего времени, чтобы выразить  произошедшее вчера или использование женского или мужского рода, чтобы передать слушателю о ком именно мы сообщаем и т.д.

Структура предложения – расстановка слов в определенном правильном порядке и связь слов в предложении.

Поширити