Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку нужно научиться правильно  пользоваться своими артикуляционными органами, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. В работе с детьми (а особенно с теми, которые уже имеют речевые нарушения) большое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики рук. Движения рук тесно связаны с речью, они являются одним из факторов её формирования.

Связь движений руки с речью была отмечена еще в 1928 году. Позже, на основе специально проведенных опытов была выдвинута теория о том, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют речевое развитие ребенка.

Тренировка движений пальцев рук детей улучшает не только двигательные возможности ребенка, но и развитие психических и языковых навыков. В свою очередь, формирование движений руки тесно связано с развитием двигательного анализатора и зрительного восприятия, разных видов чувствительности, пространственной ориентации, координации движений и др.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению в школе. Недаром во многих школах Украины существуют, так называемые, собеседования, тестирования, во время которых среди других заданий ребенку предлагаются задания на определение уровня развития мелкой моторики. Ребенок, который имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Недостаточное развитие зрительного восприятия, памяти, внимания и мелкой моторики, приводит к возникновению негативного отношения к учебе.

Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, разнообразным заданием на развитие мелкой моторики и координации движений рук решают одновременно несколько проблем: во-первых, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, улучшают речевое развитие малыша, в-третьих, готовят его к овладению навыками письма.

С самого раннего возраста необходимо начинать работу по развитию мелкой моторики. Уже в раннем детстве можно выполнять массаж пальчиков, влияя тем самым на активные точки, которые связаны с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, которые сопровождаются стихотворным текстом (например “Сорока”), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.п. А в старшем дошкольном возрасте робота по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью подготовки к школе.

Чтобы достичь  весомых результатов, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Помните, что малышам предлагаются упражнения в упрощенном варианте, доступные их возрасту. Старшим детям задания можно усложнять. Задания по развитию движений пальцев рук должны приносить ребенку радость, не должны вызывать переутомления. Большое значение в этих играх-упражнениях имеет текст. Он должен быть веселым, доступным для детей данного возраста. Необходимо объяснять значение тех или других движений или положений пальцев, заинтересовывать детей в исполнении этих движений, создавать благоприятное эмоциональное настроение.

Можно предложить малышам следующие задания:

Разминать пальцами пластилин, глину.
Катать по очереди каждым пальчиком камни, бусинки, шарики.
Нанизывать бусинки на тоненькую ленту, делать ожерелье.
Сжимать и разжимать кулачки.
Делать слабые  кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы; и крепкие, которые не разожмёшь.
Двумя пальцами руки (указательным и средним) “ходить” по столу, сначала медленно, а затем быстро, как будто они бегут. Упражнение проводится сначала правой, а затем левой рукой.
Показывать отдельно только по одному пальчику.
Барабанить, постукивать всеми пальцами обеих рук по столу.
Махать в воздухе только пальцами, не двигая ладонью.
Хлопать в ладони тихо и громко, в разном темпе.
Нанизывать большие пуговицы на нить.
Завязывать узелки на верёвке.
Застегивать пуговицы, крючки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки.
Закручивать шурупы, гайки.
Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
Составление матрешек.
Рисование в воздухе.
Игры с песком, водой.
Рисовать, раскрашивать, штриховать.
Резать ножницами.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика. Эти игры очень эмоциональны, их можно проводить, возвращаясь из детского садика, сидя в очереди к врачу, в транспорте и дома. Такие занятия увлекают, способствуют  развитию речи и творческой деятельности. “Пальчиковые игры” как будто воспроизводят реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе “пальчикових игр” дети, повторяя движения взрослых, активизируют мелкую моторику рук.

“Пальчику игры” – это инсценировка каких-либо рифмованных рассказов, сказок с помощью пальчиков. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз” и т.п. В начале и в конце игры необходимо включать упражнения на расслабление, чтобы снять лишнее напряжение в мышцах. Это может быть поглаживание  от кончиков пальцев к ладони, легкое потряхивание кистями рук, махи руками.

Моя семья

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик –  бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Ну, а этот пальчик – я,
Вот вся моя семья (Поочередное сгибание пальчиков начиная с большого)

Прятки

Пальцы в прятки все игрались.
Вот так, вот так,
В кулачки все прятались,
Вот так, вот так. (Ритмично сгибать и разгибать пальцы, покрутить кулачком)

Сорока  

Сорока – белобока
Кашу варила
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Ты в лес не ходил,
Ты дров не рубил
И воды  не носил,
Ты и печь не натопил.
 (Указательным пальцем правой руки водить по ладони левой. Сгибать поочередно каждый палец, кроме мизинца. Сгибать и разгибать все пальцы в ритме потешки)

Зайцы

Скачет зайчик маленький
Под высокою сосной,
Ну, а под другой сосной,
Скачет заинька  второй. (Указательный и средний пальцы правой руки подняты вверх, все другие выпрямлены и соединены. Ладонью правой руки держать вертикально вверх. Пальцы широко расставлены. И так же другой рукой)

Соление капусты  

Мы капусту изрубили,
Свежую морковь натирали,
Мы капусту посолили,
Из нее мы сок отжали. (Движения прямыми кистями рук, пальцы соединены, ладони прямые. Поочередные движения рук к себе и от себя. Пальцы сжаты в кулаки. Кончики пальцев обеих рук собраны вместе, имитируем посыпку солью. Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки)

Коза и козлята  

Идет коза рогатая,
Коза бородата,
Козлёночек  спешит,
Колокольчиком звенит. (Указательный и мизинец правой руки вверх. Другие прижать к ладони. Указательный и мизинец палец вверх. Пальцы ладони прямые, соединенные с большим, опущенные к низу)

Замок

На дверях замок висит,
Мы его откроем быстро.
Постучали, покрутили
И легонечко открыли. (Ритмичные быстрые соединения пальцев обеих рук в замок. Пальцы стиснуты в замок, руки тянутся в разные стороны. Движения стиснутыми пальцами от себя, к себе. Пальцы стиснутые возле ладонью постукивают друг друга. Пальцы  раскрываются, ладони в стороны.)

Поширити